Нормативные правовые акты
и международные документы,
касающиеся прав детей в Республике Беларусь
Нормативные правовые акты и международные документы, касающиеся прав детей в Республике Беларусь
ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
28 июня 2011 г. № 48/55
Об утверждении Инструкции о порядке организации получения специального образования в учреждении социального обслуживания
На основании пункта 4 статьи 274 Кодекса Республики Беларусь об образовании Министерство образования Республики Беларусь и Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЮТ:
1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке организации получения специального образования в учреждении социального обслуживания.
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2011 г.
Министр образования С.А.Маскевич |
| Министр труда М.А.Щеткина |
СОГЛАСОВАНО Первый заместитель В.В.Амарин 22.06.2011 | СОГЛАСОВАНО Председатель К.А.Сумар 10.06.2011 |
|
|
СОГЛАСОВАНО Первый заместитель председателя В.Г.Новацкий 03.06.2011 | СОГЛАСОВАНО Председатель В.А.Дворник 03.06.2011 |
|
|
СОГЛАСОВАНО Председатель С.Б.Шапиро 09.06.2011 | СОГЛАСОВАНО Исполняющий обязанности А.В.Замжицкий 08.06.2011 |
|
|
СОГЛАСОВАНО Председатель П.М.Рудник 08.06.2011 | СОГЛАСОВАНО Председатель Н.А.Ладутько 10.06.2011 |
| Постановление 28.06.2011 № 48/55 |
ИНСТРУКЦИЯ
о порядке организации получения специального образования в учреждении социального обслуживания
1. Настоящая Инструкция устанавливает порядок организации получения специального образования в учреждении социального обслуживания для лиц с особенностями психофизического развития, находящихся в домах-интернатах для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития (далее – стационарное учреждение социального обслуживания).
2. Образовательный процесс в стационарном учреждении социального обслуживания организуется учреждением образования, реализующим образовательные программы специального образования и обеспечивающим получение специального образования лицами с особенностями психофизического развития на уровне дошкольного и общего среднего образования (далее – учреждение образования).
Образовательный процесс организуется в целях реализации прав лиц с особенностями психофизического развития на получение специального образования в соответствии с их познавательными возможностями и состоянием здоровья, повышения качества их жизни, подготовки к максимально возможной самостоятельной жизни и интеграции в обществе.
3. Решение об организации получения специального образования в стационарном учреждении социального обслуживания принимается управлением (отделом) образования местного исполнительного и распорядительного органа по месту нахождения стационарного учреждения социального обслуживания и оформляется приказом управления (отдела) образования местного исполнительного и распорядительного органа.
В приказе определяется учреждение образования, обеспечивающее организацию образовательного процесса в стационарном учреждении социального обслуживания.
4. Образовательный процесс в стационарном учреждении социального обслуживания организуется в соответствии с нормативными правовыми актами Министерства образования Республики Беларусь, регулирующими деятельность учреждений специального образования, иных учреждений образования и организаций, реализующих образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, иными актами законодательства, настоящей Инструкцией.
5. Управление (отдел) образования местного исполнительного и распорядительного органа проводит работу по комплектованию специальных групп, специальных классов, функционирующих в стационарном учреждении социального обслуживания, с учетом требований к организации образовательного процесса при реализации образовательных программ специального образования, установленных статьей 268 Кодекса Республики Беларусь об образовании.
Комплектование специальных групп, специальных классов, функционирующих в стационарном учреждении социального обслуживания, осуществляется на основании следующих документов:
письма руководителя стационарного учреждения социального обслуживания о необходимости организации образовательного процесса с приложением сведений о количественном и возрастном составе лиц с особенностями психофизического развития, находящихся в стационарном учреждении социального обслуживания, и предложений по количеству создаваемых специальных классов и специальных групп;
заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации с рекомендациями об обучении и воспитании лиц с особенностями психофизического развития по образовательным программам специального образования, оказании коррекционно-педагогической помощи или о создании им специальных условий для получения профессионально-технического, среднего специального, высшего или дополнительного образования.
6. Лица с особенностями психофизического развития, находящиеся в стационарном учреждении социального обслуживания и обучающиеся в созданных там специальных классах и специальных группах, включаются в численность обучающихся учреждения образования.
7. В рамках организации образовательного процесса учреждение образования выполняет следующие функции:
реализует образовательные программы специального образования с учетом структуры и степени тяжести физических и (или) психических нарушений и возраста лиц с особенностями психофизического развития на основании учебно-программной документации образовательных программ специального образования;
проводит работу по коррекции и (или) ослаблению физических и (или) психических нарушений у лиц с особенностями психофизического развития;
обеспечивает лиц с особенностями психофизического развития учебниками, учебными пособиями, учебно-наглядными пособиями;
оказывает консультативную помощь по вопросам обучения и воспитания лиц с особенностями психофизического развития.
Учреждение образования совместно со стационарным учреждением социального обслуживания:
осуществляют постоянное наблюдение за личностным развитием лиц с особенностями психофизического развития, уровнем их обучаемости, социальной адаптации при освоении образовательных программ специального образования;
проводят мероприятия по расширению социальных контактов лиц с особенностями психофизического развития, организуют социальное взаимодействие лиц с особенностями психофизического развития, находящихся в стационарном учреждении социального обслуживания, со сверстниками из учреждений образования.
8. Стационарное учреждение социального обслуживания:
вносит предложения по количеству специальных классов и специальных групп, функционирующих в стационарном учреждении социального обслуживания, оснащает специальные классы и специальные группы в соответствии с требованиями санитарных норм, правил и гигиенических нормативов, иными требованиями, установленными законодательством;
уведомляет учреждение образования о принятых и выбывших лицах с особенностями психофизического развития в течение учебного года и находящихся в стационарном учреждении социального обслуживания на начало учебного года;
создает специальные условия, в том числе адаптивную образовательную среду, для получения лицами с особенностями психофизического развития специального образования;
в целях социализации лиц с особенностями психофизического развития и их подготовки к максимально возможной самостоятельной жизни создает условия для их трудового обучения и приобретения ими элементарных трудовых навыков;
содействует уполномоченным государственным органам в проведении контроля за обеспечением качества образования.
При организации образовательного процесса стационарное учреждение социального обслуживания соблюдает иные требования к организации образовательного процесса при реализации образовательных программ специального образования, установленные Кодексом Республики Беларусь об образовании, иными актами законодательства, уставом стационарного учреждения социального обслуживания.
9. Продолжительность учебных занятий, каникул, организация обучения по четвертям, время дополнительных каникул в стационарном учреждении социального обслуживания устанавливаются в порядке, определенном актами законодательства Республики Беларусь для учреждений образования.
В период каникул в стационарном учреждении социального обслуживания организуется физкультурно-оздоровительная и художественно-эстетическая работа с лицами с особенностями психофизического развития.
10. В стационарном учреждении социального обслуживания лицам с особенностями психофизического развития при необходимости оказывается логопедическая помощь. Работу по коррекции нарушений речи осуществляет учитель-дефектолог (учитель-логопед).
Основной формой оказания логопедической помощи являются коррекционные занятия по исправлению нарушений речи, которые проводятся в соответствии с программами коррекционных занятий учебных планов специального образования на уровне дошкольного образования и общего среднего образования, утверждаемыми Министерством образования Республики Беларусь.
Учитель-дефектолог (учитель-логопед) планирует работу с учетом возраста лиц с особенностями психофизического развития, характера и степени тяжести нарушений речи.
|